World Tanker Fleet | Oil & Gas Industry

 
  ТАНКЕРНЫЙ ФЛОТ
 
« НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
  ВСЕ НОВОСТИ
   
  РАЗДЕЛЫ
 
  ТЕОРИЯ УСТРОЙСТВА ТАНКЕРА
  ИСТОРИЯ ТАНКЕРНОГО ФЛОТА
  СУПЕРТАНКЕРЫ
  ГАЗОВОЗЫ (GAS CARRIERS)
  СУДОХОДНЫЕ КОМПАНИИ
  ДОКУМЕНТЫ
  АББРЕВИАТУРЫ И ТЕРМИНЫ
  РАБОТА НА ТАНКЕРАХ
   
 
 
 
Морской Форум России
ГАЗОВОЗЫ (GAS CARRIERS)

Суда газовозы

 
Системы газовозов
 
Системы пожарной безопасности

Пожарная безопасность газовозов обеспечивается с помощью конструктивных мер, эффективных систем противопожарной защиты, а также организационных мероприятий по предупреждению возникновения огня и борьбе с ним. В число конструктивных мер по борьбе с огнем входит отделение трюмных помещений от МО коффердамами или огнестойкими переборками, расположение МО только в корме газовоза, а также отделение помещений, содержащих воспламеняемую среду, от смежных с ними помещений газонепроницаемыми огнестойкими и огнезадерживающими конструкциями.

Огнестойкими принято называть конструкции, образованные палубами или переборками, изолированными негорючими материалами так, чтобы средняя температура поверхности переборки или палубы на стороне, противоположной огневому воздействию, не повышалась более, чем на 139 °С по сравнению с обычной (первоначальной) для данного помещения. И только в отдельных узлах огнестойких конструкций допускается повышение температуры на 180 °С. В зависимости от времени, в течение которого сохраняется приведенный уровень огнестойкости, конструкциям присваивают следующие обозначения: А-60 – в течение 60 минут, А-30 – в течение 30 минут, А-15 – в течение 15 минут, А-0 – указанное тепловое воздействие сказывается мгновенно. Однако распространение пламени и дыми вступает в конструкциях типа А-0 не ранее чем через 60 минут.

К огнезадерживающими конструкциям относят переборки и палубы, которые сохраняют непроницаемость для пламени и дыма в течение 30 минут. Им присваивается обозначение В-0. Конструкции В-15 снабжены тепловой изоляцией, способной обеспечивать в течение 15 минут среднюю температуру на стороне палубы или переборки, противоположной огневому воздействию, которая отличается от первоначальной более чем на 139 °С.

Огнестойкими конструкциями на газовозах выделяют такие помещения, как ПУ грузовыми операциями, шахты и коридоры, предназначенные для эвакуации людей из МО на случай пожара. ПУ грузовыми операциями обычно отделяют от смежных с ними помещений огнезащитными конструкциями типа Ф-60, от коридоров и выгородок – конструкциями типа А-0.  Жилые и служебные помещения отделяют от смежных с ними помещений МО конструкциями типа А-60, причем в них иллюминаторы или смотровые окна должны отсутствовать. Такими же конструкциями снабжают носовые  переборки надстроек и рубок, а также наружные (бортовые) переборки, примыкающие к носовым переборкам на участках протяженностью не менее 3 м, отсчитываемых от места их соединения. Высота противопожарной конструктивной защиты типа А-60 на рубках или надстройках должна возвышаться над уровнем верхней палубы не менее чем на высоту трех ярусов. На носовых переборках рубок и надстроек и на участках, примыкающих к ним наружных переборок протяженностью 5 м, отсчитываемых в корму от места соединения переборок, устанавливают иллюминаторы только глухого типа.

Сварные газонепроницаемые переборки типа Ф-60 допускается ставить вместо коффердамов и топливных цистерн, отделяющих трюмные помещения газовозов от МО, на газовозах с грузовыми танками такого типа, для которых наличие вторичного барьера не требуется.

Пожары на газовозах разделяют на три типа, для тушения каждого из которых предусмотрены различные огнегасящие средства. К первому типу относят пожары, возникающие при воспламенении твердых материалов, таких как постельные принадлежности, одежда, древесина, парусина и пр. Ко второму причисляют пожары, возникающие при воспламенении жидких горючих веществ, таких как химикалии, нефть, краска, к третьему типу – пожары, вызванное воспламенением сжиженного газа. Как показывает опыт, если пожар на газовозе не удается локализовать или подавить на начальных стадиях возгорания, то фронт огня быстро развивается, и уже не удается спасти судно и груз. Очевидно, что наиболее опасными являются воспламенения сжиженного газа, однако причин возникновения пожара может быть много и источник воспламенения может быть расположен в самых разнообразных местах судна. Чтобы не допустить возгорания сжиженного груза, необходимо располагать эффективными средствами борьбы с огнем в пределах всего судна и средств борьбы должны соответствовать разнообразным источникам воспламенения.

Пожары, возникающие при воспламенении твердых материалов, чаще всего возникают в жилых помещениях и кладовых. Средством тушения таких пожаров обычно является вода, подаваемая в спринклерную систему водораспыления или в систему водотушения. Кроме того, могут быть использованы переносные огнетушители. При своевременном обнаружении возгорания твердых материалов на судне тушение их особых затруднений не вызывает, но такие материалы могут повторно воспламеняться. Это надлежит учитывать не только при тушении воспламенившихся твердых материалов, но и при проектировании систем пожаротушения.

Большое количество воспламеняющихся твердых материалов используется на газовозах в конструкциях тепловой изоляции грузовых танков и трубопроводов систем грузообработки судна. Возгорание жидкостей на газовозах связано с возгоранием  горюче-смазочных материалов, и борьба с такими пожарами ведется средствами порошкового или пенного тушения. Пена подается в зону огня таким образом, чтобы ее можно было равномерно распределить по поверхностному слою возгоревшейся жидкости. При воспламенении небольших количеств жидкостей, растворимых в воде, можно использовать системы водотушения с тем, чтобы снизить концентрацию возникающего при тушении раствора возгоревшейся жидкости и прекратить выделение воспламеняющихся паров.

Пожары, возникающие при воспламенении сжиженных газов, сопровождаются выделением горючих паров, которые способствуют быстрому распространению огня. Если небольшое локальное воспламенение сжиженного газа препятствует доступу к клапанам, способным прекратить подачу газа в зону горения, то для тушения пожара используют систему порошкового пожаротушения или систему водяного распыления. Источник поддержания пламени воспламенившегося груза должен быть локализован и уничтожен перед началом тушения пожара, чтобы предотвратить образование облака огнеопасного газа, а также исключить возможность его повторного воспламенения. Если источник поддержания пламени нельзя изолировать по каким-либо причинам, то в целях локализации пожара следует охладить поверхность горящего газа и поверхности близлежащих корпусных конструкций. При тушении горящего сжиженного газа не используют пену, имеющую низкую степень расширения, или воду, поскольку при попадании пены низкой кратности или воды в сжиженный газ увеличивается преобразование, что способствует росту зоны огня.

Охлаждают корпусные конструкции при локализации пожара с помощью системы орошения или системы водяного пожаротушения путем разбрызгивания воды на судовые поверхности из брандспойтов.

Судовое электрическое оборудование часто является самостоятельным источником воспламенения и дополнительным, если оказывается в зоне огня. К числу первоочередных действий по борьбе с пожаром относится немедленное обесточивание электрических цепей, попавших в зону горения. Если электрооборудование по каким-либо причинам не может быть обесточено, то для тушения пожара следует использовать только систему углекислотного или порошкового тушения. Агенты этих систем не проводят электрический ток.

На газовозах во всех помещениях, кроме тех, в которых полностью отсутствует горючая среда, должна быть предусмотрена автоматическая система обнаружения пожара. Датчики противопожарной сигнализации должны срабатывать под влиянием теплового, светового или дымного воздействия на среду судовых помещений. Температурные извещатели, устанавливаемые в помещениях судовых рубок, надстроек и ПУ, где температура не поднимается выше 45 °С, должны срабатывать при температуре 57-74 °С. При этом нарастание температуры должно превышать 1 °С/мин.

Агентами огнетушения пожаров на газовозах являются сухой порошковый ингибитор пламени, огнегасящие парообразующие жидкости, пена, двуокись углерода, пар, вода. Сухой порошковый ингибитор пламени выбрасывается в виде свободно плавающего облака в очаг пожара. Эффективен порошковый ингибитор при тушении возгоревшихся жидкостей, в том числе и сжиженного газа. Он не проводит электрический ток и может быть использован при тушении электрических систем, находящихся под напряжением. Однако этот ингибитор имеет непродолжительный срок воздействия на пламя горящего сжиженного газа, поэтому неэффективен при защите от повторного воспламенения сжиженного газа. Некоторые типы сухих порошков, используемых в качестве агента системы порошкового пожаротушения, способны разрушать пену, применяемую одновременно с порошком при тушении горящего сжиженного газа. Поэтому при проектировании систем порошкового и пенного пожаротушения следует учитывать химическую совместимость их агентов.

В составе газового носителя порошка принято использовать инертный газ. Система порошкового пожаротушения приводится в действие не более чем за 30 секунд. Количество порошка, вмещаемого резервуарами для его хранения, рассчитывают, исходя из условия, что все стволы порошкового пожаротушения должны работать одновременно в течение не менее 45 секунд.

К огнегасящим жидкостям, используемым при тушении пожаров на газовозах, относятся бромистый этил, бромистый метил и бромтрифторметан (галон). Эти агенты составляют основу систем жидкостного пожаротушения. При разбрызгивании перечисленные жидкости образуют пары тяжелее воздуха, не поддерживающие горение, что позволяет их применять при инертизации воздушной среды помещений содержащих воспламененные вещества. Сами парообразующие жидкости слегка токсичны, но при попадании в зону огня они образуют токсичные пары. Поэтому люди, входящие в судовые помещения, в которых применялись парообразующие жидкости для тушения пожара, должны быть снабжены автономными дыхательными аппаратами и одеты в химически защитные костюмы.

На газовозах имеется система водотушения, однако ее никогда не используют при тушении пожаров, вызванных возгоранием сжиженных газов. Ее применяют для тушения твердых возгоревшихся предметов, а также для охлаждения корпусных конструкций, расположенных вблизи источника пожара.

Водопожарная система газовозов лишь незначительно отличается от применяемой на судах других типов. Давление воды у любого пожарного рожка должно быть не менее 0,5 МПа, длина мягких пожарных рукавов на открытых палубах не должна превышать 33 мм, на пожарных магистралях и перепускных трубопроводах в районе грузовой зоны через каждые 40 м следует устанавливать отсечные клапаны.

Система орошения призвана охлаждать купола грузовых танков, переборки грузового насосного, электромоторного отделений, переборки ПУ грузовыми операциями, а также носовую переборку кормовой надстройки. Кроме того, она предусматривается для охлаждения выступающих частей грузовых танков, грузовых танков, расположенных на уровнем верхней палубы, грузовых коллекторов, а также для всех помещений, расположенных над верхней палубой в районе грузовой зоны.

В системе пенотушения в качестве огнетушащего агента используется воздушно-пенная суспензия, получаемая при смешивании пенного концентрата с водой. Воздушно-пенную суспензию различают в зависимости от кратности пенообразования. В пене низкой кратности соотношение воды и пенообразователя 10:1, средней кратности 100:1, высокой 1000:1. Пена низкой кратности на газовозах практически не применяется. Пенообразователи средней и высокой кратности должны образовывать воздушно-пенную суспензию на основе морской воды.

 

  << Назад в раздел "Газовозы"
 
 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Танкерный флот 2007-2016.

Tankerfleet.ru. Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на каталог обязательна.