World Tanker Fleet | Oil & Gas Industry

 
  ТАНКЕРНЫЙ ФЛОТ
 
« НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ
  ВСЕ НОВОСТИ
   
  РАЗДЕЛЫ
 
  ТЕОРИЯ УСТРОЙСТВА ТАНКЕРА
  ИСТОРИЯ ТАНКЕРНОГО ФЛОТА
  СУПЕРТАНКЕРЫ
  ГАЗОВОЗЫ (GAS CARRIERS)
  СУДОХОДНЫЕ КОМПАНИИ
  ДОКУМЕНТЫ
  АББРЕВИАТУРЫ И ТЕРМИНЫ
  РАБОТА НА ТАНКЕРАХ
   
 
 
 
Морской Форум России
ГАЗОВОЗЫ (GAS CARRIERS)

Суда газовозы

 
Технологии перевозки газов
 

Выбор транспортировки нефтяных газов зависит от различных факторов, которые связаны с размерами и конструкцией судна, условиями хранения сжиженного газа на берегу, в хранилищах, в местах погрузки и выгрузки. Береговые хранилища, так же как и газовозы, могут быть напорного, полурефрижераторного и рефрижераторного типов. Целесообразно, чтобы условия хранения сжиженного газа в портах погрузки, выгрузки и на борту газовоза были идентичными, т.е. рефрижераторные хранилища на берегу должны обслуживать газовозы рефрижераторного типа, напорные хранилища – напорные газовозы и т.д.

Однако хранилища сжиженного газа в порту погрузки и в порту выгрузки могут оказаться разного типа. Если береговые хранилища напорного типа, то, чтобы осуществить загрузку газовоза рефрижераторного или полурефрижераторного типа, необходимо с помощью береговой или судовой рефрижераторной установки привести температуру и давление сжиженного газа в соответствие с условиями перевозки на судне. Такая операция обычно вызывает значительное увеличение стояночного времени. Гораздо больше времени занимает приведение в соответствие условий транспортировки сжиженного газа, если предстоит загрузка газовоза напорного типа из береговых хранилищ рефрижераторного типа при температуре, близкой к температуре кипения, и атмосферном давлении. Хотим отметить, что такие операции проводятся довольно редко, так как долгосрочные соглашения, на основе которых осуществляется поставка сжиженного газа, заключается между единицами транспортной системы с одинаковыми условиями хранения сжиженного газа.

Давление паров газа в грузовых танках на рефрижераторных и полурефрижераторных газовозах регулируется теплоизолированием грузовых танков и повторным сжижением испарившегося груза, либо теплоизолированием, повторным сжижением и охлаждением сжиженного газа, либо теплоизолированием и охлаждением сжиженного газа. На газовозах большой грузовместимости чаще поддерживают давление паров груза в грузовых танках с помощью теплоизоляции, охлаждения сжиженного газа и его повторного сжижения.

Освоение месторождений горючих газов в труднодоступных районах на континентальном шельфе, а также освоение месторождений со сравнительно небольшими запасами привело к созданию плавучих заводов сжижения газов (англ. Floating LNG Plants), а также LNG-FPSO (плавучие системы получения, хранения и выгрузки сжиженного природного газа)).

 

LNG FPSO

Проект плавучего завода сжижения газа компании Shell

В целях соблюдения технологического режима транспортировки сжиженных газов грузовые танки газовозов оборудуют комплексом специальных систем. На рисунке ниже приведена общая сеть трубопроводов различных систем метановоза с вкладными сферическими танками.

Сеть трубопроводов различных систем метановоза с вкладными сферическими танками

1 – канал отвода избыточного инертного газа; 2 – трубопровод подачи инертного газа (обычно заполняется пространство вокруг грузового танка), избыток газа отводится по каналу 1; 3 – канал отвода испарившегося газа из купола танка; 4, 5 – эти трубопроводы предназначены для подачи в танк и распыления в нем сравнительно небольшого количества сжиженного газа. Груз распыляется в целях понижения температуры грузового танка при подготовке его к эксплуатации или непосредственно перед загрузкой судна;
6 – трубопровод зачистной грузовой системы; 7 – трубопровод, через который удаляется газ из танка;
8 – трубопровод, через который осуществляется подача сжиженного газа; 9 – трубопровод, через который осуществляетсявыпуск газа из околотанкового пространства, который мог попасть в трюмное пространство вследствие незначительных утечек в грузовом танке; 10 – погружной насос;

Низкотемпературными свойствами перевозимых газовозами грузов обусловлена специфика подготовки грузовых танков к транспортным операциям. Для газовозов свойственно захолаживание грузовых танков перед вводом их в эксплуатацию и непосредственным приемом груза, а также поддержание пониженной температуры в грузовых танках во время балластных переходов. Эти процессы весьма энергоемки, и их рациональное осуществление значительно повышает экономичность перевозок сжиженных газов морским путем.

Грузовые танки метановозов захолаживаются примерно за сутки до начала грузовых операций. Тем самым предотвращается температурное перенапряжение конструкций грузовых танков, которое возможно при контакте с низкотемпературным грузом. Захолаживание грузовых танков, находящихся в постоянной эксплуатации, осуществляется только распылением сжиженного газа внутри грузового танка. Сжиженный природный газ, необходимый для захолаживания танков, во время балластного перехода храниться в одном из них.

Захолаживание вновь вводимого в эксплуатацию грузового танка метановоза начинается с трехкратного проветривания его и просушки. Для сушки грузовых танков в них подается воздух с точкой росы -25° С. Танки считаются просушенными, если выходящий воздух имеет точку росы – 20°С. Затем сухой воздух вытесняется инертным газом с точкой росы – 45°С. Обработка грузовых танков считается законченной, если точка росы выходящего из танка инертного газа равна – 40°С. Перед захолаживанием грузовых танков их межбарьерное пространство обычно заполняется инертным газом. По мере понижения температуры грузового танка происходит сжатие инертного газа в межбарьерном пространстве, поэтому газ подается под незначительным избыточным давлением.

На судах, предназначенных для транспортировки СНГ, грузовые танки могут захолаживаться по одной из трех схем:

Первая схема. Захолаживание производится подобно тому, как это происходит на метановозах. Отличие состоит лишь в том, что испарившийся при охлаждении грузовых танков газ повторно сжижается в судовой установке повторного сжижения.

Втора схема. Захолаживание осуществляется береговыми средствами. Это возможно и экономически оправдано, если протяженность рейса сравнительно невелика и стояночное время у погрузочного терминала возрастет незначительно.

Третья схема. Представляет собой комбинацию первых двух. В море на подходе к береговым средствам погрузки захолаживается только часть грузовых танков, к примеру 1-й и 3-й. Во время их загрузки в порту можно захолаживать остальные танки. Такая схема позволяет уменьшить примерно вдвое количество сжиженного груза, оставляемого в балластном рейсе для охлаждения грузовых танков, а также снизить энергозатраты на повторное сжижение в судовых условиях.

При определении провозоспособности газовозов следует учитывать то, что при разгрузке пары груза заполняют пространство в грузовом танке, освобождаемое сжиженным газом. Таким образом, часть груза остается в парообразном состоянии. Еще какая-то часть груза должна быть оставлена для охлаждения грузовых танков во время балластного перехода. Количество сжиженного газа, необходимое для охлаждения грузовых танков судов, транспортирующих СНГ, во время балластного перехода регламентируется в пределах 5% всего перевозимого груза.

 

  << Назад в раздел "Газовозы"
 
 

 

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Танкерный флот 2007-2016.

Tankerfleet.ru. Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на каталог обязательна.